суббота12 октября 2024
gazeta-ua.com

Как Али и Брежнев за мир боролись

22:07 18-08-2024

Как Али и Брежнев за мир боролись

В июне 1978 года, за два года до московской Олимпиады, Советский Союз посетил один из самых известных боксёров в истории Мохаммед Али. Американец встретился в Кремле с Леонидом Брежневым, которого назвал «сторонником мира во всем мире».

Али был не только звездой спорта, но и изрядно попортил нервы американским властям в своё время. В 1964 году Кассиус Клей, как звали спортсмена до принятия мусульманской веры, объявил о присоединении к радикальному движению «Нация ислама», борющемуся за права чернокожих в США. Величайший участвовал не только в борьбе афроамериканцев, но и в антивоенных протестах. В 1967 году он отказался идти в армию, не желая отправляться во Вьетнам, что привело к многолетней судебной тяжбе с американским правительством. Боксёр и его адвокаты процесс выиграли.

Заполучить такого бунтаря было лакомым куском для советской пропаганды. Приглашение сделал бессменный посол СССР в Соединенных Штатах Анатолий Добрынин, находившийся в хороших отношениях с боксёром, и Али, к удивлению многих, его с радостью принял.

Бокс с Кремлевской стеной

Самолёт с Мохаммедом, его третьей женой Вероникой Порше и свитой приземлился 12 июня 1978 года в Шереметьево. Икона бокса слегка удивился встрече – в отличие от других стран, где к нему прорывались толпы поклонников, в аэропорту его ждали только официальные лица и немногочисленные журналисты. Али с женой поселили в люксе «Метрополя», а вечером в цирке на Цветном бульваре его представил обалдевшим зрителям Юрий Никулин. В последующие дни боксёр продолжил удивлять москвичей.

– График пребывания Али скрывался, и всю информацию мы добывали из неофициальных источников, – рассказал «Собеседнику» фотокорреспондент РИА «Новости» Владимир Вяткин, сделавший несколько фото со звездой на Красной площади. – Как-то удалось узнать, что в пять утра он отправится из «Метрополя» бегать по Красной площади. Причём даже из гостиницы он уходил тайно, через кухню. Он всем действиям хотел придать театральность и магию: бегал в одиночестве (ни охраны, ни сотрудников в штатском мы не видели) в черном спортивном костюме, в чёрных армейских ботинках. С Брежневым ему, конечно, хотелось встретиться. Темнокожий боксёр даже символически побоксировал с Кремлевской стеной, будто пытаясь пробиться на встречу с генсеком.

Саманта Смит и «Мерседес» советской милиции

Несмотря на всю эту «клоунаду», он вел себя на удивление скромно, особенно на фоне нынешних единоборцев. Его очень впечатлило наше гостеприимство и радушие. Я был у него в гостиничном номере, когда он давал интервью. Мы даже сфотографировались с ним, скрестив руки. Меня поразили его кулаки – они были небольшие при его высоком росте. Моё удивление заметил тренер боксёра и сказал мне через переводчика, что в них и заключается сила Мохаммеда. Если бы они были огромными, то он просто оглушал бы соперника, а маленькими кулаками он пронзает насквозь. Жалит как пчела, парит как бабочка, иными словами.

Но пронзить Кремлевскую стену удалось не сразу. Перед встречей с Брежневым Али успел ещё выступить в Центральном институте физической культуры, к огромной радости студентов, и побывать в Узбекистане, где его принимали по-восточному роскошно. Настолько роскошно, что боксёр набрал пять лишних килограммов.

Войны не будет

Мечта Али о встрече с лидером СССР сбылась 19 июня. Дорогой Леонид Ильич наконец- то его принял, хотя Мохаммед потом признавался, что до последнего не верил в то, что встреча произойдет. Общение длилось всего 15–20 минут. На весьма забавных фотографиях, сделанных во время встречи, генсек, боксёр и Вероника Порше рассматривают плакат в поддержку мира и социализма с изображением… Брежнева. Но, судя по всему, культ личности нисколько не смутил чемпиона. В довершение всего Маршал Советского Союза американского спортсмена трижды поцеловал (куда без этого), подарил ему книгу мемуаров «Малая земля» с автографом и часы с дарственной именной надписью. Часы боксёр обещал не снимать, а книгу тотчас попросил Анатолия Добрынина перевести для него на английский.

«Кухонные дебаты» Хрущева и Никсона

«Правда» отделалась сухим заявлением о встрече Л. И. Брежнева в Кремле с «выдающимся негритянским спортсменом» М. Али. А вот «выдающийся негритянский спортсмен» М. Али был куда более словоохотлив на состоявшейся после рандеву пресс-конференции:

– Я всего лишь американский боксёр, но такой великий человек нашел время, чтобы встретиться со мной, и мы говорили о мире. Раньше я слышал, что русские всегда угрожают американцам, но я убежден, что это неправда. Брежнев – сторонник мира во всем мире. Трудно поверить, что такая миролюбивая страна хочет войны. А Брежнев… Я никогда не думал, что он такой тихий и спокойный человек. Трудно представить, что он может быть человеком, который начнёт войну, – говорил Али. – Наши страны слишком прекрасны, чтобы быть разрушенными бомбами. Теперь, после поездки в СССР, я убежден, что войны не будет.

Красивая картинка

В финальный день своего пребывания в Москве Величайший провел показательные бои против троих советских боксёров во Дворце спорта ЦСКА. Али был не в лучшей форме (узбекский плов сказался), и в итоге проиграл Петру Заеву, вничью провел спарринг с Евгением Горстковым и победил Игоря Высоцкого. В зал на две тысячи мест простому смертному было попасть практически невозможно.

– Преодолевать приходилось несколько кордонов. Без билета это было сделать невозможно, но я занимался боксом и показал старшему контролеру, что мой нос из-за травм крутится, как гуттаперчевый. Женщина настолько удивилась, что пропустила меня в зал. Мне удалось сесть почти у самого ринга, среди дипломатов и министров, — вспомнил в разговоре с «Собеседником» ветеран милиции Алексей Таршиков, учившийся тогда в академии МВД СССР. — Али провел три показательных боя, и после финального гонга зрители, и я вместе с ними, рванули на ринг. Я смог даже дотронуться до могучего плеча боксёра!

21 июня Али улетел из Шереметьево в Нью-Йорк. Дома он продолжал оставаться под впечатлением от Советского Союза.

– Я немного нервничал, когда приземлился в Москве. Думал, что увижу страну в руинах, с толпой мрачных людей, мыслящих, как роботы, и агентов КГБ, которые будут следить за каждым моим шагом, – рассказывал боксёр. – Вместо этого я увидел страну, населённую сотней национальностей, которые живут дружно. Я видел только одного полицейского, у которого не было оружия. Здесь нет преступности, нет проституток и нет гомосексуалистов*.

Очарование длилось недолго. Прошел всего год, как Али полностью поменял своё мнение. Причиной стала начавшаяся в декабре 1979-го война в Афганистане, вызвавшая недовольство многих мусульман в мире. Али выступил за бойкот Олимпиады-1980 и ездил по африканским странам с соответствующим поручением от президента США Джимми Картера. Советский Союз боксёр вспоминал уже иначе: «Только спустя время я понял, что для меня сделали красивую картинку». Впрочем, его прозрение не повлияло на любовь советских людей к чемпиону.

Ольга Балакина

Автор: А. Иванова